По мнению The National Interest, впервые с момента распада СССР государственная политика в России отражает взгляды и мнения консервативного большинства россиян.
Владимир Путин является знатоком политического выживания. Когда в Москве четыре года назад начались протесты против его возвращения на пост президента, многие на Западе списали его со счетов.
Даже сегодня создается впечатление, что западные комментаторы видят будущее, в котором нет Путина. Но опросы независимого российского "Левада-Центр" показывают, что народного возмущение ожидать не стоит. Наоборот, Кремль является одним из трех институтов, которым россияне больше доверяют, чем не доверяют (армии доверяют 64%, церкви и другим религиозным организациям 53%). Лично к Путину полное доверие испытывают 80% респондентов.
Как это можно объяснить? Западные СМИ, как правило, рассматривают популярность Путина как результат "тяжелой зависимости от контролируемого государством телевидения", т.е. "промывания мозгов". Но такой односторонний взгляд искажает картину взаимоотношений между властью и общественным мнением. Что характерно, только 34% россиян заявили о своем доверии СМИ.
Теория о "промывании мозгов" упускает из виду, возможно, наиболее важную особенность современной России: впервые с распада в 1991 г. Советского Союза (если не с революции 1917 г.) государственная политика отражает взгляды и мнения консервативного большинства россиян, а не западнической, либеральной (марксистской) элиты.
С 1996 г. "Левада-Центр" спрашивал у россиян, чего бы они хотели от президента. С того времени мало что изменилось в их ожиданиях. В 2012 г. первыми четырьмя приоритетами россиян было: восстановление статуса России как великой державы; поддержание законности и порядка; более справедливое распределение национального богатства и повышение роли государства в экономике.
Эти настроения отражают продолжающуюся ностальгию по элементам советской системы и неудовлетворенность западным путем развития, последовавшем после развала СССР. В 2012 г. лишь немногие считали, что России следует продолжить либеральные реформы эпохи Ельцина, еще меньшее число опрошенных хотели бы сближения позиций с Западом.
Сегодня 70% россиян утверждают, что они гордятся своей страной, тогда как 10 лет назад об этом говорили менее половины респондентов. Примечательно, что с 2014 г. 68% россиян считают, что их страна восстановила статус великой державы. Подавляющая поддержка идеи о покупке "всего российского" и, прежде всего, когда речь заходит о продовольственных товарах (91%), отражает консенсус, сложившийся вокруг импортозамещения (добровольный ответ на санкции Запада), как давно назревшей руки помощи российской промышленности и особенно сельскому хозяйству.
Главное в том, что российский "консервативный поворот", случившийся после возвращения Путина в Кремль в марте 2012 г., о котором на Западе широко жалеют, как ползучим наступлением авторитаризма, может быть ближе к мировоззрению консервативного и патриотического большинства в России, чем большинство западных правительств захочет это признать.
Некоторые полагают, что революция в России окажется неизбежной. Другие думают, что путь России к демократии лежит через изменение системы, созданной Путиным. Консенсус между страной и президентом может означать, что следующий шаг в такой "демократической эволюции" ближе, чем мы думаем. И все же западным правительствам не следует питать слишком много иллюзий. Нынешние настроения россиян дают понять, что какой бы ни была будущая демократическая Россия, скорее всего, выглядеть она будет как путинская.
Свежие комментарии