По мнению Bloomberg, мост в Крым станет памятником возрождаемого Владимиром Путиным советского проекта.
Российская аннексия Крыма будет окончательно завершена строительством 19-километрового моста, соединяющего Краснодарский край с крымским городом Керчь. Первая опора моста была завершена в начале этого месяца, тем самым положив начало заключительной фазе проекта, который многое говорит о том, как функционирует Россия при президенте Владимире Путине, и как она функционировала веками, добиваясь удивительных результатов хаотичными, плохо продуманными усилиями.
Первыми, кто попытались преодолеть Керченский пролив в 1943 г., стали нацисты. Планы моста были утверждены личным архитектором и доверенным министром Гитлера Альбертом Шпеером. Строительство началось как раз тогда, когда советские войска заставили нацистов отступить. Немцы разбомбили то, что успели построить, чтобы русские не смогли этим воспользоваться. Временный мост с деревянными опорами был построен Советами в 1944 г., но в 1945 г. он был разрушен плавучими льдинами.
С тех пор обсуждалась идея постоянного моста. В 2008 г. Россия и Украина договорились о строительстве моста, но дорогостоящий проект был отложен. Вновь соглашение было заключено за месяц до "Революции достоинства" в 2014 г. и было аннулировано постреволюционным правительством в Киеве после аннексии Крыма.
Для России, однако, этот проект стал насущной необходимостью. Вода, газопроводы, железные дороги и шоссе идут в Крым из Украины. Это быстро стало проблемой, поскольку украинские и крымско-татарские активисты начали блокаду грузовых поставок в Крым, а также взорвали опоры линий электропередач на границе с Крымом при молчаливом одобрении Киева.
Правительство России спешит с вводом моста в эксплуатацию. Тендер на проектирование и строительства моста на сумму в 384 млрд. рублей выиграла, как это здесь принято, компания, принадлежащая Аркадию Ротенбергу, бывшему спарринг-партнеру Путина по дзюдо. Это произошло спустя менее чем две недели после того, как в Крыму в 2014 г. был проведен поддельный референдум о присоединении полуострова к России.
В феврале правительство России утвердило окончательный проект и новую смету расходов, сокращенную до 211,9 млрд. рублей. Над ним работали до 800 инженеров и технических экспертов, пытаясь в советской традиции штурмовщины успеть к установленному сроку.
В видео-презентации конструкция выглядит величественно. Ничего похожего на этот мост - самый протяженный в России и потенциально самый протяженный комбинированный железнодорожно-автомобильный мост в Европе - еще никогда не было построено.
Подобно гигантским инфраструктурным проектам для Зимних олимпийских игр в Сочи, крайне важный мост строится без учета разумного выбора срока и при значительном политическом давлении при помощи контролируемой государством компании "Мостотрест", которой удалось сохранить остатки ее советского наследия, в то время как при Путине страна едва ли развивала какие-либо новые экспертные знания за исключением создания теневых финансовых схем.
В конечном счете, мост будет построен. Этого точно не произойдет в срок: его железнодорожная составляющая теперь запланирована к сдаче в 2019 г. Вероятно, смета проекта будет перерасходована, и часть ее Ротенбергу придется покрыть из собственного кармана.
Пропагандистские СМИ Путина споют оды героическим подвигам рабочих и инженеров, как это некогда делала советская пресса. Мост станет памятником возрождению Путиным советского проекта и неудобным эхом задуманного и нереализованного нацистами.
Свежие комментарии