Сколько стоят Курилы - тема встречи в глухой японской провинции Синдзо Абэ и Владимира Путина. Однако договориться о цене им не удастся, прогнозирует политолог Иван Преображенский.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин, апрель 2013 года
Момент для того, чтобы договориться о подписании мирного договора и решить проблему, оставшуюся российским правителям в наследство от СССР, сейчас очень подходящий.
Игры патриотов
Взаимная заинтересованность у руководителей двух стран, встречающихся 15-16 декабря, очевидно, есть. Гораздо хуже у них с пространством для маневра на этих переговорах. Ведь за спиной у обоих стоят местные "патриоты", которые любое компромиссное соглашение превратят на словах в национальный позор и поражение.
В России Владимир Путин сам практически закрыл себе дверь для любых решений, которые приводят к уменьшению территории Российской Федерации, аннексировав Крым. Теперь говорить можно только о приращении земель, если, разумеется, российский президент не хочет дальнейшего ухудшения отношения россиян к себе.
Японский премьер Синдзо Абэ в еще более тяжелой ситуации. Японские правые радикалы требуют от него немедленного возвращения всех четырех Курильских островов.
Неудивительно, что оба лидера стремятся заранее продемонстрировать, как тяжело даются им эти переговоры. Японское правительство, в частности, активно намекает на сильное давление со стороны президента США Барака Обамы и его администрации. Ее, правда, многие в мире уже практически игнорируют, поскольку понятно, что после перехода власти в руки команды избранного президента Дональда Трампа американская внешнеполитическая стратегия сильно поменяется. В том числе, в отношении как Японии, так и России.
Экономика впереди паровоза
Не имея возможности сегодня договориться по территориальной проблеме, Путин и Абэ, судя по заявлениям некоторых их советников и помощников, намерены продемонстрировать успехи хотя бы в области экономики. Еще недавно в этой области у них было несколько опций. В частности, японская пресса рассуждала о возможности участия национальных топливно-энергетических компаний в приватизации российской "Роснефти". Однако глава этой компании Игорь Сечин, оказывается, подыскал других покупателей. Другие приватизационные проекты вроде тоже пока к реализации не готовы.
Инновационные японские разработки, которые пока предлагались России, похоже, тоже ею вежливо отложены в сторону. Нельзя сказать, чтобы для Кремля переработка мусора или создание сети автономных ветряных электростанций выглядели так уж привлекательно. А более "чувствительных" технологий японцы не предлагают, вежливо кивая на продолжающие действовать против России санкции.
Остается собственно две опции. Первая - кредиты. Кремль бы хотел их получать, а Япония могла бы дать. Но тут есть риск для японских финансово-кредитных организаций самим попасть под американские санкции, если речь пойдет о сотрудничестве с российскими госбанками. Так что договориться о кредитах можно, а вот дать их наверняка удобнее уже после того как Дональд Трамп займет кресло президента США в Белом доме.
Вторая же опция наверняка и станет главной темой экономических переговоров во время визита Владимира Путина в Японию. Она называется "совместная экономическая деятельность" на Курильских островах. В ее рамках Япония, как ожидается, упростит для россиян визовый режим, а Россия, возможно, и вовсе отменит визы для посещающих Курилы японских инвесторов, а может - для всех японских подданных.
Искусство компромисса
Совместная экономическая деятельность - это практически беспроигрышный вариант, который обе стороны могут подавать как свою победу. Японские власти наверняка скажут, что это первый шаг к восстановлению суверенитета над южными Курилами (или северными территориями, как их называют в Японии).
А Владимир Путин сможет назвать это первым шагом к заключению мирного договора, так и не подписанного после окончания Второй мировой войны, и первым пакетом японских инвестиций.
Статус же островов останется прежним, и вряд ли его всерьез еще будут обсуждать в ближайшее время. Как минимум - до президентских выборов в России 2018 года.
Иван Преображенский - кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW
Свежие комментарии