142 миллиона российских граждан и более чем 93 миллиона человек в бывших республиках находятся в информационной власти Кремля, пишет британский публицист украинского происхождения Питер Померанцев на страницах The Financial Times.
На Западе слишком поздно осознали мощь государственной медийной машины.
Советская империя, может, и рухнула, но Кремль по-прежнему имеет в своем распоряжении медиа-гегемонию над 142 миллионами российских граждан, а также, по оценкам, 93 миллиона в других странах бывшего СССР, для которых русский является первым или вторым языком (плюс примерно 3 миллиона в Германии). Проект Европейского фонда за демократию (EED), фонда Брюсселя – автором которого был я – искал пути решения этой проблемы. Мы вскоре обнаружили различия между ситуацией сегодня, и во время холодной войны.
В 20-м столетии задачей западных русскоязычных СМИ, таких как BBC World Service или радио Свободная Европа было пробиться через информационный железный занавес. Борьба шла за альтернативные точки зрения и против цензуры. Сегодняшнее телевидение жестко контролируется Кремлем, хотя есть доступ к другим СМИ в Интернете. Русскоязычные люди в Украине, Молдове и странах Балтии – группы, вызывающие наибольшее беспокойство у США и европейских политиков – имеют доступ к потоку информации Кремля, местным и западным СМИ, каждый из которых предлагает поразительно противоречивые версии реальности.
Русскоязычное население бывших республик имеет доступ к противоречивой информации. В Эстонии, например, телезрители в итоге пришли к тому, что не доверяют любым СМИ. В Эстонии, где зрители, которые следовали соперничавшим российским и западным рассказам о катастрофе самолета MH17 в Украине в прошлом году, в конечном итоге перестали верить обеим сторонам.
Опрос, проведенный в Харькове, также показал большое количество граждан, не доверяющих никому.
Тем не менее многие зрители очарованы российскими каналами. Дезинформация вписывается в последовательные рассказы. Новости фокусируются на боевых действиях на Украине, западных заговорах против России и положительных историях о Владимире Путине. Президент обеспечивает стабильность нации, страдающей от врагов. Это подкрепляется высокобюджетными историческими драмами, которые укрепляют его политику: славные бои за Крым во Второй мировой войне, или рассказы о подлых либералах, которые сотрудничали с врагами родины.
При этом провластные СМИ игнорируют местные новости и социальные проблемы. Эксперты EED рекомендовали новостному агентству или новостным порталам сосредоточиться на деталях, которых Москва хочет избежать. Они, возможно, и не смогут убедить аудиторию в том, кто сбил MH17, но, сосредоточившись на местных историях о больницах, школах и судах, они могли бы быть более уместными. Фабрика контента также могла бы предоставить социально важные документальные материалы: документальный сериал о школах или больницах; реалити-шоу, которые изучают этническую напряженность. Местные каналы должны помочь, как финансово, так и профессионально, в создании такого качественного контента. Здесь инициативу должны взять на себя именно британцы, с их передовой телевизионной индустрией.
Так, департамент Великобритании по международному развитию поддерживает судебную реформу в Украине или Молдове, он также должен выпускать ТВ-драмы и документальные фильмы о судебной системе. BBC Media Action (благотворительное отделение BBC) работает с молодыми украинскими общественными медиа-компаниями над короткими драмами о молодых людях, оказавшихся на войне. Бюджет крохотный, но это именно тот проект, который нам нужен.
Высококачественные шоу не дешево обходятся. Например, такой канал, как BBC Россия, будет стоить больше 20 млн. евро в год. Может показаться, что это много, - но следует учитывать, что один истребитель «Eurofighter» стоит 90 миллионов евро.
Путин знает, что СМИ и развлечения являются жизненно необходимыми, как врачи или солдаты. Запад сделал большую ошибку в 1990-е годы, отказавшись от развития средств массовой информации в странах бывшего Советского Союза на свободном рынке: вместо этого, средства массовой информации были захвачены олигархами или коррумпированными режимами. После холодной войны это считалось частью «дивидендов от мира», чтобы сократить финансирование таких медиа как Радио Свободная Европа. В настоящее время необходимы большие затраты.
Свежие комментарии