The New York Times не уверен, скажется ли ухудшение экономической ситуации в России на благоприятном рейтинге Владимира Путина.
Россияне чувствуют первый устойчивый спад уровня жизни впервые за 15 лет, как Владимир Путин пришел к власти. Рубль упал вдвое по отношению к американскому доллару, спровоцированный падением цен на нефть, жизненной силы российской экономики.
Ухудшили ситуацию ответные меры, которые Россия ввела в противовес санкциям США и ЕС. Снижение количества поставляемых продуктов означает рост их стоимости, даже если теперь они местного производства. Согласно официальной статистике, россияне платят на одну треть больше за подсолнечное масло, на одну пятую за йогурт и на три четвертых за морковь.
Во втором квартале инфляция снизила покупательную способность российской заработной платы на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И в знак того, что худшее еще впереди, также во втором квартале экономика сократилась на 4,6%, официально оказавшись в рецессии впервые с 2009 г.
Не ясно, что, во всяком случае, это означает для самого Владимира Путина. Проблема меркнет по сравнению с бурными 1990 гг., когда зарплата населения сократилась почти наполовину. У россиян огромная способность к стоицизму, и вездесущие садовые участки делают бюджеты более гибкими. Рейтинг популярности Путина остается высоким, начиная с прошлогодней аннексии Крыма, оказавшейся дико популярной среди россиян.
Тем не менее, математику не перехитрить. В новом проекте бюджета, опубликованном в июле, министерство финансов предложило отказаться от практики повышения пенсий вслед за инфляцией, что является политически спорным решением, которое нанесет удар по самой лояльной базе сторонников Путина. Инвестиции, пища для голодающей экономики, исчезли после западных санкций, которые также нарушили способность России к заимствованию на мировых рынках.
Противники Путина утверждают, что пронзительная националистическая риторика, охватившая Россию, намеренно провоцируется правительством с целью отвлечь внимание от нестабильной экономической ситуации. Они описывают ее как сражение, которое в каждом российском доме ведут между собой телевидение (источник правительственной пропаганды) и холодильник (чье уменьшающееся содержимое, в конечном счете, способно вызвать недовольство).
Свежие комментарии