Политика Зачем Евросоюзу задумываться над просьбами украинской власти о материальной помощи, если в случае победы оппозиции можно будет заполучить украинский рынок гораздо дешевле. Такая мысль легко возникнет у любого прагматичного западного политика после слушания речей украинской оппозиции и прежде всего после открытого письма Юлии Тимошенко Виктору Януковичу.
«Не вышибайте так грубо и истерично деньги из западного мира в обмен на соглашение. Это выглядит как примитивный пещерный моветон. Подпишите соглашение, и вам западный мир все отдаст сам. Они вас спасут от всех финансовых и социально-экономических провалов, которые вы уже организовали для Украины. Поймите, что после подписания соглашения для всего демократического мира будет делом чести не разочаровать украинское общество в европейском векторе развития.
Будет сделано все, чтобы 46 млн человек почувствовали реальный и существенный позитив от подписания соглашения с ЕС. Мировые лидеры, в отличие от вас, ответственно относятся к вере людей в европейские ценности и стандарты и помогут вам не проиграть как политику и не потерять страну. Даже если вы будете сильно сопротивляться, ради европейских надежд украинцев вас сделают успешным президентом.
Следовательно, мой второй совет: если хотите финансовой, интеллектуальной и политической поддержки всего мира – подпишите соглашение без унизительных и бездарных торгов. Вам все дадут и так без сомнений и без колебаний. При всей масштабности российских ресурсов, их нельзя сравнивать с возможностями всего демократического мира» (УП).
Логику Тимошенко разделяют и все другие оппозиционеры, ибо никто из них не требует от Евросоюза каких-либо компенсаций, не говорит о недостатках этого документа, пускай даже как о вещи частной, второстепенной, по сравнению с его достоинствами. Все они держат себя так, словно соглашение об ассоциации является воплощением абсолютного добра.
Точно так же ведут себя и представители гражданского общества, организовавшие евромайдан с запретом партийной символики, но с обилием флагов Евросоюза
Такая позиция исключает какой-либо торг с ЕС не только по поводу содержания договора об ассоциации, но и по любому другому вопросу. Ведь по евромайданной логике Тимошенко следует, что западный мир благороден и в силу этого непременно поможет Украине. Впрочем, не только из чистого альтруизма, но и из желания чувствовать благодарность украинского народа (хотя желание таких чувств трудно отличить от альтруизма). Но раз так обстоит дело с договором об ассоциации, значит так должно обстоять и со всем другим, что предлагает Евросоюз. Поэтому объективно должен отпасть смысл в переговорах с ЕС почти по всем вопросам, переговоры просто должны заменяться принятием выдвинутых Евросоюзом предложений, ибо априорно ЕС не может предлагать ничего плохого. Почти по всем. Потому что видимо один вопрос все-таки представляет исключение — это перспектива членства Украины в Евросоюзе. Здесь-то и нужно бороться за фиксацию этого права вопреки тому, что могут говорить европейцы.
При этом позиция майданов выглядит формально законной. Ведь в статье 11 закона «Об основах внутренней и внешней политики» среди основ внешней политики названо «забезпечення інтеграції України в європейський політичний, економічний, правовий простір з метою набуття членства в Європейському Союзі». При этом, в отличие от закона «Об основах национальной безопасности», евроинтеграция здесь не ограничивается оговоркой о необходимости сохранения дружеских и партнерских отношений с Россией.
Формально эта статья не просто исключает многовекторность, но и ограничивает свободу маневра в отношениях с ЕС, ибо отказ от установления единых с Европой норм будет незаконным, даже если он будет выгодным экономически. Ведь в законе ничего про выгоду не сказано.
Но если считать, что евроинтеграция и те, кто нам ее предлагают, является абсолютным добром, то логичным будет закрепить эту цель не в одном рядовом законе, а в законе основном. Более того, прописать основной закон таким образом, чтобы он подталкивал ЕС интегрировать в себя Украину. Сделать это можно только одним способом, добровольно передать Европейскому Союзу как ту часть суверенитета, которую ему передали другие страны ЕС, так и другие полномочия, необходимые для ускоренной евроинтеграции.
Поэтому ключевые положения такой Конституции, принятой на переходный период – до обретения членства в Евросоюзе – должны быть следующими:
«Государство Украина является украинской частью Европы. Украина разделяет европейские ценности, но временно не является членом Европейского Союза. Целью настоящей временной Конституции является создание условий для присоединения Украины к Европейскому Союзу.
Суверенитет Украины распространяется на всю территорию Украины в объеме, определенном Европейской комиссией и Европейским парламентом.
Государственный флаг Украины вывешивается вместе с флагом Европейского Союза и не может быть большего размера, нежели флаг ЕС.
Государственный девиз Украины: «Европа придет – порядок наведет».
Государственной идеологией Украины является евроинтеграция.
Земля, ее недра, атмосферный воздух и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Европейского народа, переданные в пользование Украинскому народу. Условия пользования определяются Европейской комиссией.
В целях ускорения евроинтеграции Украина делает ежегодный взнос в бюджет Европейского союза в объеме, определенном директивой Европейской комиссии.
Результаты выборов и референдумов провозглашаются и утверждаются наблюдательной миссией Европейского Союза, на основе тех данных Центральной избирательной комиссии, против которых миссия не имеет возражений.
Украина добровольно передает Европейскому Союзу компетенцию в тех сферах, в которых она передана Европейскому союзу его государствами членами. В целях ускорения евроинтеграции Украины Европейская комиссия и Европейский парламент могут также утверждать обязательные для Украины законы по любым вопросам.
Законы Украины принимаются Европейской комиссией, Европейским парламентом и Верховной Радой Украины. Законы, принятые органами Европейского Союза имеет приоритет над законами, принятыми Верховной Радой, и не могут быть ветированы Президентом Украины.
Народные депутаты Украины имеют право присутствовать на заседаниях Европейского парламента на местах для гостей. Народные депутаты имеют право участвовать в заседаниях Европейского парламента, посвященных Украине, без права голоса.
Полномочный представитель Европейского Союза в Украине является высшим должностным лицом ЕС в Украине и обладает контрольными функциями в отношении органов власти Украины:
приводит к присяге на верность европейским ценностям Президента и депутатов Верховной Рады Украины;
налагает вето на принятые Верховной радой законы, которое может быть преодолено большинством Верховной рады не ранее, чем через 5 лет после его наложения;
отменяет нормативные акты органов государственной власти и местного самоуправления;
объявляет взыскания (предупреждение, выговор, запрет на въезд в Европейский союз) должностным лицам Украины, включая Президента Украины.
Деятельность Полномочного Представителя Европейского Союза финансируется из бюджета Украины в объеме, определенном Европейской комиссией.
Украинский Совет Европейских ценностей (УСЕЦ) – контрольный орган Европейского Союза. УСЕЦ назначается из Европейской комиссией из числа граждан Украины, не менее 3 лет получавших гранты демократических государств. Украинский Совет европейских ценностей
отменяет регистрацию в Верховной Раде законопроектов, не соответствующих европейским ценностям;
направляет полномочному представителю Европейского союза нормативные акты органов власти Украины для выяснения их соответствия европейскому праву и европейским ценностям;
составляет списки друзей и врагов Европейского народа из числа должностных лиц Украины, на основании которых полномочный представитель ЕС принимает решения о поощрениях и взысканиях данных лиц;
направляет рекомендации наблюдательной миссии Европейского союза относительно признания или непризнания выборов и референдумов».
Бесправье и пустота — европерспективы Украины. Фото Reuters
Настроениям промайданного общества, одним из символом которого стало переименование «Украиной Правды» в «Европейскую Правду», такая конституция должна отвечать. Ну а что касается ущемления в ней украинского суверенитета, то на наш взгляд прописанные там нормы просто во многом формализуют неформальные, но реальные правила – например, с признанием выборов. А такая формализация должна восприняться позитивно ибо наличие двух законов, формального и неформального как раз и создает пространство для злоупотреблений.
И зачем держаться за суверенитет, если надежды этого общества связаны как раз с тем, что именно Европа наведет здесь порядок? Так значит просто надо дать ей правовые рычаги, а заодно и заинтересованность в украинской интеграции путем предоставления ей особых прав. И это общество гораздо шире традиционного оранжевого электората, ведь и среди отнюдь не оранжевых людей, постоянных авторов «2000» встречаешь мнение о том, что «демократические страны» всегда правы.
Да, оппозиционные лидеры могут быть недовольны, что, придя к власти, они бы имели меньшие полномочия. Но свое недовольство им придется держать глубоко при себе — ведь евромайданы с одной стороны, показали, что за Европу выходит куда большей людей, чем за оппозицию, а с другой – дали им шанс на политическую реанимацию.
И наконец, такая конституция на практике давала бы оппозиционерам большую синицу в руке – гарантированное наместничество в стране.
Свежие комментарии