На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 756 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Евтушенко
    А чем  ты, ненавидящая  СССР, отличаешься  от неонацистов, ненавидящих СССР? НИЧЕМ!Роман Протасевич
  • Владимир Евтушенко
    Крым стал  русским в 1794  году.Выходки британско...
  • Владимир Евтушенко
    Причём  населённая  на  90% предками  белорусов  и русских. Самих литовцев  там было  на пальцах можно посчитать.Обезумевшая, крош...

Секретное оружие Владимира Путина.

Newsweek   Суперолигарх Борис Березовский стал первым, кто осознал политический потенциал телевидения, взяв под контроль главный телевизионный канал России, сегодня известный как «Первый канал», и превратив его воздействие во власть и деньги. Однако именно Путин в первые годы своего пребывания у власти сконцентрировал это влияние в руках Кремля, вышвырнув всех остальных потенциальных конкурентов (включая Березовского) и быстро разделавшись со всеми негосударственными средствами массовой информации.



В результате, считает Зорькина из «Левада Центра», Кремль получил беспрецедентный контроль над всем, что видят и слышат россияне, и даже над тем, что они думают.

«Общественное мнение не существует независимо в России, как это происходит на Западе, - говорит она. – В России люди полностью отстранились от участия в политическом процессе. Они не верят в то, что могут изменить что-нибудь. Даже в 1990-х годах только крошечная группа людей (от 2 до 3 %) была политически активной. Сегодня этот процент еще ниже».

Отсутствие достойного альтернативного лидера и любых подлинных политических дебатов помогает объяснить одно из самых странных открытий «Левады» за последнее время – популярность Путина достигла заоблачных высот, хотя стандарты жизни россиян резко ухудшились. С 2014 года рубль потерял половину своей стоимости, инфляция исчисляется двузначными цифрами, расходы на здравоохранение и образование урезаны, а Россия в одностороннем порядке ввела запрет на импорт продуктов питания из Европы и США. Однако Кремлю явно удалось преодолеть законы политической гравитации: персональный рейтинг Путина не зависит от катастрофически ухудшающейся экономической ситуации, за которую он несет ответственность.

В период продуктовой паники в 2009 году оформлено посещение Путиным столичного супермаркета

Секрет, конечно же, так же прост и так же стар, как и сама политика. Если не хватает хлеба и зрелищ (а Кремлю отчаянно не хватает «хлеба» последние два года), тогда нужны война и зрелища. Когда в 2012 году Путин в третий раз стал президентом после пребывания на посту премьер-министра, его рейтинг упал до 62%, а 100 тысяч человек вышли на улицы Москвы в знак протеста. В ответ Кремль выбросил 48 млрд. долларов (при цене на нефть в 140 долларов за баррель он мог себе это тогда позволить) на проведение зимних Олимпийских игр в Сочи (по данным Антикоррупционного фонда), сделав их самыми дорогими за всю историю проведения Олимпийских игр.

В 2014 году, когда началось падение цен на нефть, Путин аннексировал украинский Крым и поддержал сепаратистскую вооруженную вакханалию на востоке Украины, наводнив новости сводками с фронта и вызвав прилив национальной гордости. По словам Дэниеля Трейзмана, профессора политологии в Университете Калифорнии (Лос-Анжелес), «Занять Крым», по крайней мере, в некоторой степени стало импульсивным ответом на акции «Занять Майдан» и «Занять Абая» (речь идет о народных протестах в Киеве и в Москве соответственно, приведших к бегству украинского президента Виктора Януковича в первом случае и вызвав крайнее раздражение в Кремле во втором).

«Все взлеты популярности Путина связаны с войнами, - говорит Зорькина. – Чечня в 2000 году, Грузия в 2008 году, Украина в 2014 году, Сирия в 2015 году».

Другая часть формулы тоже стара как мир: найти или создать врагов. В начале 1990-х годов опросы «Левады» выявили тот факт, что значительное большинство россиян испытают симпатии к культуре и ценностям Америки, а 43% готовы были признать, что все проблемы СССР имели внутренние истоки. В январе 2015 года «Левада» выяснила, что 81% россиян негативно относятся к США. Более того, в этом году 63% опрошенных обвиняли в экономических трудностях страны неких «внешних врагов».

Впрочем, чему тут удивляться: с 2014 года российские медиа яростно винят американское правительство во всех грехах: от поддержки «фашистской хунты» в Украине до «информационных атак» на Россию из-за публикации материалов о панамских оффшорных счетах ближайших сторонников Путина и о систематических нарушениях российскими олимпийцами норм допингового контроля. В ноябре прошлого года популярный телеведущий Дмитрий Киселев даже предположил, что Исламское государство – это порождение США.

«Им удалось воссоздать «осадный» менталитет советских граждан, комплекс уверенности в том, что вокруг одни враги, - говорит Зорькина. – Путину также удалось воскресить старую российскую имперскую идею о комплексе превосходства и о развитии по особому историческому пути».

Суть заключается в том, что если Россия находится в состоянии войны, то ее граждане должны быть готовы столкнуться с лишениями и приносить жертвы во благо Родины. Эта логика проявила себя во всей красе после того, как бомбой ИГИЛ был уничтожен российский пассажирский авиалайнер вскоре после взлета из аэропорта египетского курорта Шарм-эль-Шейх 31 октября 2015 года. Все 224 человека на борту (преимущественно российские туристы) погибли. Эта диверсия стала недвусмысленным ответом ИГИЛ на то, что Россия начала проведение кампании воздушных бомбардировок в Сирии на стороне Башара Асада. Для любого западного лидера подобная трагедия стала бы серьезным ударом по репутации и общественной поддержке. Тем не менее, по данным «Левады», рейтинг Путина вырос еще больше после взрыва самолета, хотя поддержка сирийской кампании осталась на прежних 60% (хотя и снизилась с 72% на начало военной операции).

«Напуганные люди нуждаются в сильном лидере, - объясняет Дмитрий К., один из московских интервьюеров «Левады», работающий с телефонными опросами и проводящий фокус-группы (центр держит идентификационные данные своего персонала в строжайшем секрете во избежание возникновения коррупции). – Когда вы в состоянии войны, любой гражданин, не согласный с действиями властей, является бунтовщиком. Проще говоря, предателем».

Обвинения в предательстве являются самой насущной проблемой для «Левада Центра»: в его обязанности часто входит озвучивание информации, которую Кремль не желает слышать. Например, один из недавних опросов «Левады» выяснил, что один из четырех выпускников колледжей в России задумывается об эмиграции. «Это наиболее защищенные социальные группы, люди, которые достигли успеха, признания и богатства в России, - написал в аналитической записке к результатам опроса действующий директор центра Лев Гудков. – Они понимают, что не смогут жить в условиях возрастающего авторитаризма».

Другим неприятным открытием стал отчет «Левады» в декабре прошлого года о том, что доверие к российским телевизионным новостям (центральному дивизиону линии контроля Кремля) снизилось до 41 % - против 79% в 2009 году.

Поэтому никого особо не удивило то, что начались «наезды» прокуратуры на «Левада Центр». Проблемы возникли в мае 2013 года, когда публикация результатов опросов «Левады» и их анализ были расценены как «политическая активность», поскольку она «оказывает влияние на формирование общественного мнения». Прокуратура требовала, чтобы «Левада» перерегистрировалась в качестве «иностранного агента» (в России это синоним слова «шпион»), поскольку у «Левады» имеется несколько иностранных заказчиков и грантов. Представители прокуратуры тщательно прошерстили всю документацию и файлы центра и изъяли жесткие диски компьютеров, однако со временем дело пришлось закрыть.

«Их цель – держать нас в состоянии неопределенности, - говорит Зорькина. – Чтобы мы знали, что мы у них под колпаком».

«Левада» держится наплаву (пока еще), поскольку видит, что сокращающееся число сегодняшнего поколения политтехнологов Кремля все еще с уважением относится к достоверному изучению общественного мнения, хотя и не приветствует его результаты. Тем не менее, тот факт, что на «Леваду» оказывается усиливающееся давление, свидетельствует о том, что Путин все больше погружается в свой собственный мир. Путин «распоряжается всей этой пропагандой, но при этом он сам является ее главной мишенью», - говорит Павловский.

«Чем старше становится антидемократический режим, тем больше ошибок позволяют себе его лидеры. Одной из самых распространенных и саморазрушительных ошибок является игнорирование объективной информации, - замечает профессор Трейзман, автор книги «Возвращение: Путешествие России от Горбачева к Медведеву». – Как ни странно это прозвучит, авторитарные правительства падают в меньшей степени из-за действий хорошо организованной оппозиции, чем из-за своих собственных ошибок. Становясь слишком самоуверенными и потеряв связь с реальностью, лидеры попадают в опасные ситуации, из которых не могут выбраться по причине отсутствия нужных навыков и понимания истинной картины происходящего».

«Левада Центр» не может предсказать будущее. Но его структура изучения общественного мнения может предоставить самый объективный и ясный взгляд на то, чем может закончиться правление Путина – или, по определению Зорькиной, «куда поведут трещины» в фундаменте власти Кремля.

«В обществе полным-полно подобных трещин – от неэффективного здравоохранения до безработицы и роста цен, но у людей отсутствует чувство солидарности, интереса к участию в политической деятельности. Единственная вещь, которая объединяет российское общество – это поддержка Путина, - говорит Зорькина. – Нет никаких форм социального единства, нет политических партий, общественных организаций, профсоюзов. Все они задавлены, не существует никаких способов законно выразить свой протест… Наиболее вероятным сценарием развития событий в России будет медленное сползание к хаотичному проявлению недовольства, продолжающееся крушение гражданского общества и усиление органов безопасности».

По крайней мере, часть ее предсказания уже сбылась. В начале этого года Путин создал Национальную Гвардию – новую военизированную супер-структуру, подчиненную напрямую Кремлю и располагающую 400 тысячами военно-полицейских служащих, а также боевыми вертолетами и танками. Новую структуру (напоминающую преторианскую гвардию древнеримских императоров) возглавил бывший личный телохранитель Путина Виктор Золотов, и ей были официально предоставлены Думой полномочия на ведение огня по гражданским лицам в случае гражданского неповиновения. В феврале Путин заявил, что новая структура создана для «борьбы с терроризмом», и тут же сообщил о том, что «внешние враги» России планируют «вмешательство» в парламентские выборы 18 сентября путем организации массовых протестов, тем самым изначально заклеймив любых оппонентов власти «пятой колонной», финансируемой из-за рубежа.

Пока Путин и его приспешники окапываются в попытках обезопасить свою власть, «Левада» готовится фиксировать проявления недовольства в своей привычной методичной манере. «Мы делаем феноменальные вещи, это уникальный эксперимент, - говорит Зорькина. – Мы проводим опросы общественного мнения в тоталитарном обществе. Представьте, если бы это было возможно в нацистской Германии?».

Источник


Картина дня

наверх