На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 748 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Евтушенко
    А чем  ты, ненавидящая  СССР, отличаешься  от неонацистов, ненавидящих СССР? НИЧЕМ!Роман Протасевич
  • Владимир Евтушенко
    Крым стал  русским в 1794  году.Выходки британско...
  • Владимир Евтушенко
    Причём  населённая  на  90% предками  белорусов  и русских. Самих литовцев  там было  на пальцах можно посчитать.Обезумевшая, крош...

НАТО вновь устремляет свой взор на Восток

Не следует забывать, что все происходящее на Украине является прямым следствием вдохновленных Западом выступлений на Майдане, в результате которых вооруженные группы ультраправых совершили переворот, отстранив от власти законно избранного президента страны. В действительности, России предлагают пассивно наблюдать за тем, как систематически и целенаправленно разрушается пространство безопасности и влияния у ее границ, а военное кольцо вокруг нее сжимается все сильнее.

С Россией не хотят вести переговоры на равноправной основе по вопросам, касающимся стран так называемого Восточного партнерства, как их называет ЕС, причем Москва отнюдь не претендует на какое-либо право вето, как не могут претендовать на него ни НАТО, ни сам ЕС.


Как и следовало ожидать, главным вопросом на встрече глав государств НАТО, прошедшей в Ньюпорте (в Уэльсе) 4-5 сентября, был ответ на вмешательство России в конфликт между правительством Украины и ополченцами Донецкой и Луганской областей, заявившими о выходе из состава этой страны. Это вмешательство вызвало сильную обеспокоенность в некоторых странах Восточной Европы, входящих в альянс – особенно у стран Балтии, где также проживает русскоязычное меньшинство – и Польши.

Участники встречи на высшем уровне подтвердили свою приверженность статье 5 Вашингтонского договора, предусматривающей коллективную оборону любого государства-члена НАТО, подвергшегося агрессии, и выказали решимость действовать в случае малейших признаков подобной агрессии. Самым главным стало принятие Плана действий по подготовке, предусматривающего ротационное военное присутствие военного контингента НАТО в Восточной Европе, размещение там оборудования и систем управления войсками, усиление присутствия военно-морских и военно-воздушных сил, более частое проведение военных учений. В дополнение к этому плану создаются силы быстрого реагирования численностью порядка 5 тысяч человек, которые могут быть развернуты в течение 48 часов.

Эти инициативы носят скорее политическую, чем практическую направленность, преследуя цель дать публичные гарантии правительствам стран, столкнувшихся с угрозами или принуждением со стороны России и считающих это неприемлемым. Ведь вряд ли кто-нибудь в НАТО действительно допускает вероятность российской агрессии в отношении одного из государств-членов альянса, поскольку в этом случае НАТО даст ответ в соответствии с обязательством о взаимной обороне.

Если оставить в стороне это маловероятное предположение, то налицо жесткая реакция НАТО на действия России в свете длящегося вот уже пять месяцев конфликта, в результате которого более 2600 человек погибли и более миллиона покинули свои дома.

Враждебность к России достигла накала, которого не было со времен холодной войны. Ничего подобного не наблюдалось даже в период российского вторжения в Грузию в 2008 году. Итоговое коммюнике встречи на высшем уровне в Ньюпорте выдержано в весьма жестких тонах. В нем осуждается незаконное военное вмешательство России в украинский конфликт, НАТО призывает вывести российские войска с территории Украины, а также отвести их из приграничной зоны. Кроме того, в документе говорится, что НАТО никогда не признает присоединение Крыма, а будущие отношения России и альянса находятся под большим вопросом.

Возможно, вследствие оказанного на Москву давления, а также военных успехов ополченцев, в тот же самый день – 5 сентября – в самый разгар встречи на высшем уровне, при содействии России и ОБСЕ в Минске была достигнута договоренность о прекращении огня между украинскими правительственными войсками и силами ополченцев, состоящая из 12 пунктов. Среди прочего, документ предусматривает предоставление особого статуса самоуправления мятежным областям (без конкретных деталей) и проведение в них досрочных выборов в местные органы власти.

Несмотря на достигнутую договоренность, 8 сентября Евросоюз принял новый пакет санкций в отношении России (первый был введен в июле), направленных, прежде всего, на ограничение продаж современных технологий и финансирования – особенно нефтяных компаний – в надежде причинить еще больший ущерб уже и без того ослабленной российской экономике. И хотя сначала санкции решили вводить в зависимости от того, как будет развиваться перемирие (которое, за исключением отдельных местных инцидентов, в целом пока соблюдается), в итоге их все же ввели в пятницу 12 сентября после необъяснимого изменения позиции Германии. В конце месяца, как сообщили представители ЕС, санкции могут быть пересмотрены.

Усиливая давление на Москву, ЕС рассчитывает, что она, в свою очередь, окажет воздействие на ополченцев с тем, чтобы те соблюдали режим прекращения огня, а также будет содействовать урегулированию конфликта в долгосрочной перспективе. Но это может дать и прямо противоположный результат, если российское правительство ужесточит свою позицию и примет ответные меры (запрет на импорт автомобилей, закрытие воздушного пространства для западных авиакомпаний), как об этом заявил премьер Дмитрий Медведев. Решение проблемы возможно на основе доброй воли, переговоров и умеренных условий. Конечно, России хотелось бы, чтобы Украина оставалась в сфере ее влияния, но при этом она как будто готова согласиться на ее сближение с ЕС при условии, что это не повлечет за собой вступления в НАТО, то есть если Украина останется нейтральной страной, как Австрия и Финляндия. Что касается Донбасса, то все указывает на то, что Москва выступает не столько за его независимость, сколько за предоставление областям с преобладающим русскоязычным населением большей автономии, которая позволила бы сохранить там свое влияние. Нейтралитет и федеративное устройство находятся в полном соответствии с национальным составом населения, одна часть которого смотрит на Восток, а другая – на Запад. Расчеты на централизованную Украину, которая станет членом НАТО, по меньшей мере нереальны и могут привести лишь к затягиванию гражданской войн и обострению напряженности с Россией. Сложнее будет решить вопрос с возвратом Крыма и Севастополя, уже ставших административными единицами Российской Федерации.

НАТО и ЕС требуют от России не оказывать давление на политическую волю ее соседей, которых могут заманить в НАТО обещаниями о последующем вступлении в ЕС. От нее также требуют отказаться от поддержки русскоязычных меньшинств, выступающих против политики стран, недружественно настроенных по отношению к России, в частности, Украины, Грузии и Молдавии. Оба требования разумны, законны и находятся в соответствии с Уставом ООН, Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975) и другими договоренностями – Будапештским меморандумом 1994 года и Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерства 1997 года, признающими территориальную целостность Украины и подписанными Россией.

Но необходимо признать, что и у России есть свои законные интересы в вопросах безопасности и защиты русскоязычных меньшинств в ближнем зарубежье, которые систематически игнорировались Западом. Интересы России не были приняты во внимание во время войны в бывшей Югославии и особенно в косовском вопросе; НАТО стала быстро приближаться к границам РФ, в том числе и за счет бывших советских республик, в частности, стран Балтии, имевших значительное русскоязычное население (несмотря на обещания, данные Горбачеву Джеймсом Бейкером и Гельмутом Колем), а в 2008 году было одобрено будущее вступление в альянс Грузии и Украины, несмотря на нерешенные вопросы с Абхазией, Южной Осетией и Крымом. В самом коммюнике саммита в Ньюпорте делается упор на одностороннее развитие системы ПРО (которую Россия считает направленной против себя) и предполагаемое вступление Грузии в НАТО (хотя в отношении Украины заявления звучат более осмотрительно). Не следует забывать, что все происходящее на Украине является прямым следствием вдохновленных Западом выступлений на Майдане, в результате которых вооруженные группы ультраправых совершили переворот, отстранив от власти законно избранного президента страны. В действительности, России предлагают пассивно наблюдать за тем, как систематически и целенаправленно разрушается пространство безопасности и влияния у ее границ, а военное кольцо вокруг нее сжимается все сильнее. С Россией не хотят вести переговоры на равноправной основе по вопросам, касающимся стран так называемого Восточного партнерства, как их называет ЕС, причем Москва отнюдь не претендует на какое-либо право вето, как не могут претендовать на него ни НАТО, ни сам ЕС. И при всем этом очевидно, что ни НАТО, ни ЕС ни при каких обстоятельствах не прибегнут к военной силе для защиты страны, не состоящей в этих организациях. Очевидно также и то, что в краткосрочной перспективе у Европы нет альтернативы поставкам российских энергоносителей. И после этого разве удивительно, что Россия ведет себя именно так?

Смешно смотреть на попытки демонизировать российского президента Владимира Путина, как будто речь идет о чем-то личном. Внешняя политика России не претерпела изменений с царских времен и направлена на защиту национальных интересов. Точно так же действуют все страны мира, которые в состоянии их защитить. Просто нужно с помощью реальных дел убедить Россию, что в ее интересах развивать сотрудничество с Европой, а для этого нужно устанавливать новые связи, а не разрывать уже существующие. Да, на вмешательство в дела Украины необходимо реагировать твердо, но в среднесрочной перспективе, исходя из того, что использование военной силы исключается (конечно, применительно к странам, не являющимся членами НАТО), если экономические отношения имеют жизненно важное значение для обеих сторон, если Россия по-прежнему остается незаменимым партнером в столь важных вопросах, как нераспространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом и организованной преступностью и урегулированием конфликтов в таких взрывоопасных регионах, как Ближний Восток, тогда зачем нагнетать напряженность и разжигать враждебность к России в странах, которые когда-то были участниками Варшавского договора или даже входили в состав СССР?

Не лучше ли попытаться прийти ко взаимоприемлемым договоренностям, при которых в выигрыше окажутся все стороны, а не подталкивать Москву к таким действиям, которые потом будет очень трудно повернуть обратно? Кто нагнетает вражду между Россией и Европой? И, что главное, какие интересы преследует подобная политика?

Хосе Энрике де Айяла (José Enrique de Ayala) – член Совета по европейским делам Фонда Альтернатив (Fundación Alternativas).

Источник


Картина дня

наверх