На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 752 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Евтушенко
    А чем  ты, ненавидящая  СССР, отличаешься  от неонацистов, ненавидящих СССР? НИЧЕМ!Роман Протасевич
  • Владимир Евтушенко
    Крым стал  русским в 1794  году.Выходки британско...
  • Владимир Евтушенко
    Причём  населённая  на  90% предками  белорусов  и русских. Самих литовцев  там было  на пальцах можно посчитать.Обезумевшая, крош...

Москва вновь раскритиковала Третий энергопакет ЕС и потребовала оговорок

   3 февраля глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров заявил, что требования Брюсселя о пересмотре межправительственных соглашений между Москвой и участниками проекта «Южный поток» вызывают у России «недоумение». Глава МИДа РФ заявил, что законодательство Европейского союза в связи с требованиями Третьего энергопакета не должны применяться ретроактивно.

Третий энергопакет - директива Евросоюза (2009/73/CE), принятая в 2009 г., регламентирующая внутренний рынок газа в ЕС. Она должна вступить в силу в 2014 году, по мере приведения законодательства стран членов Евросоюза в соответствие с ее положениями.

Одно из требований этого законодательного акта - разделение деятельности по добыче и продаже природного газа и деятельности по его транспортировке. Именно эти положения вызывают недовольство в Москве, так как непосредственно затрагивают газопроводы «Северный поток» и строящийся через территорию Сербии и Болгарии «Южный поток», принадлежащие «Газпрому».



Алексей Портанский, профессор Высшей школы экономики, в интервью RFI заявил, что на сегодняшний день Москва не готова идти по пути либерализации, а Евросоюз в ближайшее время вряд ли сможет обойтись без российского газа.

RFI: Сначала давайте напомним, каковы вообще претензии «Газпрома» к Третьему энергопакету.

Алексей Портанский: Прежде всего, Москва и «Газпром» считают, что в соответствии с общим правилом так называемой дедушкиной оговорки последующие соглашения не должны оказывать негативного воздействия на те соглашения, которые уже были заключены ранее. То есть, условия торговли не должны ухудшаться, это общий подход в соответствии с так называемой «дедушкиной оговоркой» и в соответствии с принципами ВТО. мы же сейчас и Россия и ЕС являемся членами ВТО.

Один из принципов ВТО - условия торговли не должны ухудшаться. Вот поэтому Москва и исходит из этого принципа, поскольку эти газовые соглашения были заключены до того, как был принят и опубликован Третий энергетический пакет, вследствие чего Москва настаивает на том, что условия не должны ухудшаться. В этом, собственно, и состоит позиция Москвы.

Москва готова, заключить специальное двустороннее соглашение, регулирующее принципы функционирования трансграничной энергетической инфраструктуры. В этих целях был разработан соответствующий проект, и он был передан Европейскому союзу. То есть, Москва предлагает искать конкретный выход из этой ситуации с тем, что бы все-таки, наверное, сделать какое-то исключение из правила Третьего энергетического пакета для уже существующих соглашений по поставкам газа.

То есть, представить себе, что Москва согласится на то, что Третий энергопакет вступит в силу без этих оговорок, которых требует Россия, достаточно сложно. И вообще, как можно обрисовать возможные последствия для Российской Федерации в таком случае? К примеру, нужно ли будет «Газпрому» продать ту часть газопровода, которая идет по территории ЕС ?

Я повторяю, такая перспектива для Москвы представляется пока нежелательной, и она вряд ли пойдет по этому пути. Для Москвы это вообще вопрос большой политики – либерализации рынка энергоносителей, доступа «трубе». На данный момент, насколько мне известно, российские власти не готовы идти по пути либерализации, хотя в будущем это, возможно, и не исключено.

В ходе последнего визита Владимира Путина в Брюссель, в переговорах все-таки доминировала тема Украины и очень мало говорили как раз об этих вопросах. Сегодня российский министр Лавров дал интервью сербской газете и заявил, что может существовать опасность, ущерб партнерству России и Сербии. Что произойдет, если Сербия вступит в ЕС? О каком конкретно «ущербе» говорит Лавров?

Очевидно, он имеет в виду, то что не решены между Москвой и Брюсселем некоторые вопросов, касающиеся поставок газа в связи с этим энергетическим пакетом. А когда Сербия станет членом Европейского Союза, то, естественно, Сербия должна будет полностью выполнять директивы Евросоюза и, соответственно, все те сложности, которые у нас существуют сейчас с Брюсселем, в полной мере будут ощутимы в отношении Сербии.

И последний вопрос. Легко ли представить, что Евросоюз в обозримом будущем сможет обходиться без российского газа, учитывая дискуссии по поводу сланцевого газа, которые сейчас идут в Европе?

С учетом того, что в странах Европейского Союза доля российского газа на рынке составляет значительную величину – 25-30 %, а в восточноевропейских странах – и того больше, трудно представить, каким образом это количество газа может быть замещено. На ближайшее будущее этой перспективы нет. Только в отдаленном будущем, когда будет более развита торговля сжиженным газом и увеличатся поставки сланцевого газа, тогда, может быть, проблема будет решена. Да, это уже обозримая перспектива, но она не является ближайшей перспективой.

Источник


Картина дня

наверх