На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 670 подписчиков

Свежие комментарии

Новый постсоветский сценарий

Президент США Барак Обама жмет руку Президенту России Владимиру Путину на саммите G-20 в Мексике 2012 Фото Courtesy Reuters

 

(" Foreign Affairs" США)  By Jeffrey Sachs Почему Западу следует осторожно действовать в Украине.

События в Украине разворачиваются стремительно; политический и экономический кризис перерастает в военную конфронтацию.

Массовое восстание в Киеве, свергшее коррумпированный и некомпетентный режим Виктора Януковича, совершило это за пределами четких правовых рамок, позволяющих восстановить демократическое правление и проводить стабильную и ответственную политику по отношению к России.

После бегства Януковича из Киева украинский парламент моментально решил отменить закон, определяющий юридический статус русского и других языков национальных меньшинств (хотя этому решению и был позже дан обратный ход). Россия отреагировала на свержение Януковича, которое рассматривала как нелегитимный путч, и на действия парламента, в которых углядела наступление на права этнических русских, военной оккупацией Крыма, где базируется ее Черноморский флот и проживает преимущественно русскоязычное население.

Соединенные Штаты и другие западные державы отреагировали угрозами санкций и другими контрмерами, направленными против России. Явно преувеличенные заявления с обеих сторон – на Западе о возврате к холодной войне, в России о захвате власти в Киеве фашистами – продолжают подпитывать кризис.

Рассматривая эту цепочку событий, трудно не вспомнить разрушительную серию просчетов, которые привели 100 лет назад к Первой мировой войне.
Ситуация в Украине точно так же чревата возможностью опасных просчетов со всех сторон, произрастающих на почве разгоряченных мнений и самонадеянности.

Все четыре стороны кризиса – Россия, Украина, Соединенные Штаты и Европейский Союз – обязаны сегодня признать опасные последствия дальнейшей эскалации. Россия в Крыму предприняла действия, являющиеся незаконными с точки зрения международного права. Но это не основание для высокомерной и обреченной на провал реакции Запада, способной трансформировать опасную ситуацию в катастрофу. Этот кризис все еще можно решить разумно и мирно. Это даже можно сделать с пользой для всех сторон. Но тут требуется не только восстановления территориальной целостности Украины, но и признания легитимности интересов и беспокойства России.

Любое украинское правительство – особенно такое, как нынешнее переходное, выступающее в роли временного правительства – имеет прагматичную потребность в сотрудничестве со своим могущественным соседом.

Западные державы сами обязаны признать ограниченную легитимность и сферу полномочий нынешнего переходного правительства. Западные лидеры должны сказать лидерам в Киеве правду – Россия могущественный сосед, главный торговый партнер, источник украинских энергоресурсов и главный кредитор. Запад должен подчеркнуть, что невозможно просто захотеть и избавиться от неизбежного влияния России в Украине.

 


Российские страхи, российские интересы

Я наблюдал предыдущие циклы недоверия непосредственно вблизи. В начале 90-х годов, когда Россия была только что обретшей независимость демократией (а я служил в 1992 и 1993 года советником премьер-министра Егора Гайдара), Соединенные Штаты не смогли предоставить России финансовую помощь, экстренно необходимую для стабилизации экономического кризиса, унаследованного в результате распада Советского Союза.

Российский народ, и без сомнения президент России Владимир Путин, извлекли урок из этого опыта: в критический момент Соединенные Штаты не были заинтересованы в оказании помощи даже демократической России в действительно отчаянной экономической ситуации. Россияне пришли к выводу (к сожалению верному, с моей точки зрения) - им не следует особенно доверять Соединенным Штатам в деле защиты российских фундаментальных национальных интересов. И среди этих интересов всегда будет безопасность уязвимого западного фланга России.

Преследуя свои интересы на протяжении двух последних десятилетий, Россия рассматривала Запад как периодического антагониста и конкурента. Демонстрируемое ЕС в последние несколько лет стремление к заключению торгового соглашения с Украиной мало способствовало тому, чтобы развеять российские подозрения. Такое соглашение повернуло бы экономику Украины в стороны Европы и от России, что привело бы к экономическим потерям для РФ в виде утраты торговых и инвестиционных связей.

Более того, Россия опасается, что там, куда идет Европейский Союз, вскоре может прийти и НАТО. Россия уже наблюдала с большой тревогой за расширением НАТО в Восточной Европе. С учетом исторической памяти о многочисленных чудовищных войнах, которые она вела на западных границах, опасения России вполне понятны.

Россия также видит и явную практику двойных стандартов. Европейский Союз и НАТО подбираются все ближе к российским границам. Однако когда Россия пытается сформировать Евразийский экономический союз, включающий в свой состав Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и, возможно, Армению, западные критики тотчас обвиняют ее в попытке воссоздания империи.

Ничто из перечисленного выше ни в коей мере не оправдывает нарушение Россией международного права при отправке вооруженных сил для оккупации части Украины. Я не оправдываю подобные незаконные действия, а лишь предлагаю контекст и объяснение для них.

С моей точки зрения, Россия вовсе не пытается спровоцировать боевые действия с Западом, и тем более не стремится к воссозданию Российской империи, как пытаются это представить некоторые велеречивые западные комментаторы. Россия руководствуется искренней обеспокоенностью, уходящей корнями в ее историю, и тем, что она считает своими национальными интересами, включая элементарную национальную безопасность. Ее беспокоит враждебная Украина, оказавшаяся в тисках антироссийских настроений в Киеве, и вероятность того, что Запад попытается разыграть карту этих настроений.

Дело в том, что стабильность Украины может быть достигнута только в сотрудничестве с Россией. А такое сотрудничество может быть реализовано только при согласительном, а не антагонистическом подходе к разрешению кризиса со стороны западных держав. Вместо того чтобы прибегать к агрессивной экономической и политической интервенции в Украине, Западу следует поощрять и стимулировать Россию и Украину к установлению долгосрочных и взаимовыгодных отношений.

Европейский Союз и Соединенные Штаты могут посодействовать этой выгодной для всех перспективе не путем санкций, а методами спокойной дипломатии и в Киеве, и в Москве. Частью сделки, конечно, стало бы сохранение украинского суверенитета и территориальной целостности.

 


Обязательства экономических связей

Несомненно, отчаянное финансовое положение Украины требует немедленного внимания. Внешний долг страны стремительно взлетел за последние годы, а теперь этот долг требуют вернуть. Его невозможно выплатить, и невозможно рефинансировать без принятия экстренных мер.

Запад может доблестно рассуждать о финансовой помощи Украине, но это фантазии. Несмотря на браваду последних дней, Запад в действительности не способен взвалить на свои плечи все расходы по финансовому оздоровлению Украины. Соединенные Штаты пообещали предоставить $1 миллиард в виде кредитных гарантий, но это не особо поможет с учетом того, что украинский дефицит текущего счета в этом году оценивается примерно в $13,5 миллиардов.

А если Украина бесповоротно разорвет отношения с Россией, расходы взлетят еще выше – однозначно выше любой цены, которую Запад готов был бы рассматривать. С другой стороны, в случае восстановления разумных отношений между Россией и Украиной, РФ, вероятно, была бы готова к совместной работе с Украиной и Европейским Союзом, чтобы помочь финансировать экономическую реорганизацию страны.

Важно осознать, что Украина находится в совершенно ином положении, чем Польша или другие посткоммунистические страны к западу от нее. Промышленность Украины в значительной большей степени переплетена с российской индустрией. Украина намного больше зависит от России в энергетической сфере. Географическое положение страны затрудняет привлечение зарубежных инвесторов из Западной Европы, разве только в совокупности с российской промышленностью, включающей также российские рынки и российские предприятия. Короче говоря, украинская экономическая реальность отражает ее географическую реальность. Украина связана и с Европой, и с Россией, и неспособна разорвать связи с одной из сторон, разве что разрушительной ценой.

Все это служит аргументом в пользу более тесных экономических отношений с Европейским Союзом, но только не за счет отношений с Россией. Цель Европейского Союза должна быть не в том, чтобы оторвать Украину от России или пустить под откос экономические связи России с ее соседом, а в расширении экономических отношений между Европейским Союзом, Россией, Украиной и другими странами Евразии. Такая расширенная кооперация стимулировала бы также и ЕС, расширяя рынки для европейских товаров и технологий.

И Украина, и Россия должны быть готовы к важному и быстрому прорыву за счет более тесного сотрудничества с Европейским Союзом и за счет роста взаимной торговли. И Украина, и Россия остро нуждаются в обновлении своей промышленности. В случае Украины, в том числе, имеется в виду тяжелая промышленность, например, металлургия. Российский потенциал в предстоящее десятилетие проявляется в более сложных отраслях промышленности, таких как авиационная, автомобилестроительная, железнодорожная, аэрокосмическая и промышленном машиностроении (таком как оборудование для горнорудной промышленности и сельского хозяйства). Однако Россия может стать конкурентоспособной на международном рынке в этих секторах только за счет более тесных производственных и инвестиционных связей с крупнейшими европейскими производителями (в особенности с главными немецкими промышленными компаниями).

 


Взаимовыгодное решение

Для достижения такого взаимовыгодного сценария от Запада потребуется то, чего ему явно не хватает со времен окончания холодной войны: долгосрочного совместного обдумывания действий по отношению и вместе с Россией. России, естественно, следует отказаться от угроз в адрес Украины и полностью восстановить суверенитет Крыма.

Но Западу следует также обеспечить России безопасность и гарантии экономического сотрудничества, в которых она нуждается. А это подразумевает более тесное экономическое сотрудничество между Россией и Европейским Союзом; уважение к усилиям России по установлению более тесных экономических связей с ее собственными евразийскими соседями; поддержку украинского правительства, одинаково уважительно относящегося и к России, и к Европейскому Союзу, а не такого, которое угрожает безопасности и экономическим интересам России; и уважение всеми сторонами границ и национального суверенитета Украины.

Европейский Союз, Россия, Украина и Соединенные Штаты одинаково заинтересованы в системе международного права и внешнеполитического поведения, определяющейся не просто национальным удобством и выгодой, но потребностью в более глубокой кооперации. Было бы мудро, если бы все четыре стороны следовали сегодня этому принципу. Таким путем они смогут избежать эскалации нынешнего кризиса – кризиса, способного увенчаться трагедией, если разглагольствования и напыщенность возьмут верх над реальностью.

Еженедельник 2000


Рекомендуем
Популярное
наверх