Рolitico В начале апреля 2014 года, когда сложившийся после холодной войны мировой порядок был потрясен российской аннексией принадлежавшего Украине Крымского полуострова, Патрик Бьюкенен в своей колонке в издании Townhall задал вопрос: «На чьей стороне сегодня Бог?»
Бывший спичрайтер Ричарда Никсона и интеллектуальный «знаменосец» палеоконсерватизма, этого авторитарного направления в политической мысли, объединяющего сегодня как белых националистов, так и президента США Дональда Трампа, написал, что российский президент Владимир Путин «заявил претензию на то, что Москва является «Градом Божьим» сегодняшнего дня».
Сегодня, три года спустя, в дискуссии о российско-американских отношениях, крайне осложненных взаимными санкциями и тем, что Москва пыталась склонить чашу весов в пользу Трампа в ходе президентских выборов, легко упустить из внимания эти слова Бьюкенена. Однако, его статья четко сформулировала суть смещения парадигмы религиозных отношений между Москвой и Вашингтоном, а также роль Москвы в глобальном правохристианском движении. До 2014 года Россия в основном считалась импортером христианских фундаменталистов, главным образом за счёт приезжавших из Соединенных Штатов. Однако, когда Кремль в 2014 году нарушил международные дипломатические нормы, Москва начала формировать свой новый образ, занимая место «у штурвала» всемирного правохристианского движения.
И с тех пор эта роль Москвы в глобальном христианском возрождении лишь усилилась. Помимо того, что российские банки финансировали такие политические партии, как Национальный фронт во Франции, Москва стала местом проведения международных конференций, посвященных самым разным темам — от сотрудничества между неонацистами до американского внутреннего сепаратизма, стремящегося расколоть США. В то же время, американские фундаменталисты, помешанные на попытках повернуть вспять кампанию защиты и расширения прав сексуальных меньшинств в США, все чаще обращаются к России за поддержкой. Они видят в ней образец того, что они хотели бы вернуть у себя дома, от преследования ЛГБТ-сообщества до запрета абортов по всей стране.
«В штате Теннеси предпринимались попытки ввести законы против ЛГБТ-сообщества, очень похожие на те, что были приняты в России в 2013 году, – говорит Коул Парк, исследователь проблем ЛГБТ из аналитического центра Political Research Associates. – Трудно сказать, где здесь курица, а где – яйцо, то есть кто из них кого вдохновляет, но между этими движениями имеется очевидная связь».
Вовсе не случайно, что в колонке Бьюкенена, где он перечисляет участников «культурной, социальной и нравственной войны» между Россией и «гедонистическим» Западом, упоминается малоизвестное и загадочное общественное объединение под названием «Всемирный конгресс семей» (ВКС). Как писал Бьюкенен, ВКС упомянул превращение России в «глобального лидера в вопросах защиты института семьи» среди десятка наиболее позитивных тенденций 2013 года. В то же время, чтобы разобраться, каким образом Россия бросила вызов США, а затем сменила Америку в роли глобального рупора христианских фундаменталистов, следует проанализировать роль ВКС, а также влияние, которое эта группа оказывает на российскую политику в последние годы.
Движение зародилось в Рокфорде в штате Иллинойс и является результатом отпочкования от Говардовского Центра семьи, религии и общества. Хотя ВКС заявляет, что стремится «содействовать сохранению фундаментальных основ общества» и, помимо прочего, «естественной семьи, основанной на браке между мужчиной и женщиной», известно, что конгресс возглавляет Брайан Браун, который кроме этого является соучредителем и президентом ультраправой Национальной организации в защиту брака, решительно настроенной против сексуальных меньшинств. На прошлой неделе Браун, согласно сообщениям СМИ, отправился в Москву, чтобы способствовать дальнейшему налаживанию трансатлантических связей между Россией и правыми религиозными движениями Америки.
Однако, ВКС нельзя в полной мере назвать американским экспортным продуктом. Это не просто попытка маркетингового продвижения христианского экстремизма, наряду с бейсболом и яблочным пирогом, в зарубежных странах. Скорее ВКС является продуктом объединенной российско-американской гомофобской инициативы. Аспирант университета Южной Флориды Кристофер Струп недавно уточнил, что ВКС является детищем преподавателей социологии из МГУ Анатолия Антонова и Виктора Медкова, а также Аллана Карлсона, который в настоящее время является почетным президентом Конгресса.
Свежие комментарии