Журнал Foreign Affairs размышляет над причинами, по которым стратегия санкций против Тегерана не сработает в отношении Москвы.
Russian President Vladimir Putin attends a military parade in Belgrade, October 16, 2014. (Marko Djurica / Courtesy Reuters)
По мере того, как санкции начинают кусаться, Россия перешла к новой экономической игре: она обращается за помощью к незападным партнерам, только на прошлой неделе подписав с Китаем более 40 соглашений о предоставлении кредитных линий российским компаниям и установлении партнерских связей в энергетическом секторе.
В свою очередь, Соединенные Штаты также ищут пути активизации своих действий: политики всерьез рассматривают вопрос прекращения долгосрочного финансирования и энергетической помощи российскому бизнесу с последующим его изгнанием из американской финансовой системы. Такие меры напоминают санкции США, принятые против Ирана пару лет назад. Но Иран это совсем другая проблема и относиться также к России - большая ошибка.В отличие от Ирана, Россия является гораздо большим рынком, эффективность санкций окажется подорванной, когда многие компании, как представляется, предпочтут работать с Россией даже при угрозе закрытия для них рынка США. Если американское правительство начнет штрафовать такие фирмы, их руководство решит, что вести бизнес в США и одновременно подвергаться американским санкциям - слишком хлопотно. Это навредит экономике США и уменьшит способность американского правительства использовать экономические рычаги для продвижения своей внешней политики.
В 2010 г. президент США получил право отрезать американский рынок для тех иностранных банков и компаний, кто сотрудничал с Ираном, пытавшимся обойти санкции и найти альтернативных бизнес-партнеров. В результате экономика Ирана значительно пострадала, и Тегеран был вынужден сесть за стол переговоров. В отношении России такой подход не будет эффективным, мало того - он создаст недооцененные сейчас трудности в дальнейшем между США и их партнерами и союзниками за рубежом в виде дипломатической напряженности. Еще в ходе антииранской кампании чиновникам министерства финансов США пришлось очень много времени потратить на успокоение своих европейских и азиатских коллег, рассматривающих вероятную возможность со стороны США подвергнуть санкциям их компании, как нарушение международного права. То, что некоторые из этих стран все же согласились примкнуть к санкциям против Ирана, можно рассматривать в качестве одного из самых больших дипломатических подвигов за последние несколько лет. Не стоит ухудшать и дипломатические американо-китайские связи путем наложения новых санкций, это осложнит решение других вопросов двусторонних отношений.
Россия располагает большой глобально интегрированной экономикой. Она в 5 раз больше иранской и являет собой привлекательную инвестиционную возможность. По сравнению с тем, как это было с Ираном, многие компании и крупные банки, особенно китайские, могут решить, что потеря доступа к финансовым рынкам США не так уж и страшна, а их стратегические интересы и финансовое будущее связаны с Россией. Если они примут такое решение, Соединенные Штаты мало что смогут предпринять, чтобы возобновить сотрудничество с ними.
Вместо принятия еще больших санкций в иранском стиле, которые чаще создают проблемы, чем помогают их решению, влиятельные политики должны рассмотреть вопрос о дальнейшем сужении доступа России к критически важным и уникальным для нее западным технологиям нефте- и газодобычи. Американским политикам потребуется работать сверхурочно, чтобы удержать единство международных партнеров в противостоянии с Путиным. Объединившись, правительства смогут предотвратить подрыв политики санкций в отношении России со стороны отдельных компаний. Это не даст России нанести ответный удар путем экспроприации корпоративных активов США. Только учитывая все составляющие, Вашингтон сможет откалибровать свою стратегию в отношении России для достижения того же успеха, что и с Ираном.
Свежие комментарии