Как пишет The New York Times, Цуй Жунвэй, бизнесмен из Северо-Восточного Китая, не может позволить себе поездку в Париж, чтобы познать, как он выразился, "экзотический вкус Европы". Но ему нравится ездить во Владивосток. Как рассказал Цуй Жунвэй, во Владивосток он приезжал уже три раза, чтобы, по его словам, "насладиться городом, так разительно отличающимся от его родного города, хотя находящимся всего в нескольких десятках километрах".
Но, как и почти все китайцы, которые посещают город, он считает, что Владивосток истино китайский город. По-китайски название Владивосток означает "мастер Востока", и г-н Цуй абсолютно уверен в одном: место действительно стоит называть Haishenwai, "имя которое было дано, когда Китай был хозяином в этих краях".
По словам Цуя, это "исторический факт": "база российского Тихоокеанского флота и воплощение амбиций президента Владимира Путина по представлению своей страны как азиатской державы в реальности - китайская территория".
"Или, по крайней мере, была ею, пока Пекинский договор, подписанный в 1860 году, после поражения Китая Британии во Второй опиумной войне, не передал Владивосток и другие области к северо-востоку от того, что сейчас является Северной Кореей, надежно в руки России", - говорит г-н Цуй.
Дин Шэньхан, китайский сапожник на рынке на Спортивной улице во Владивостоке, рассказывает, что он приезжает туда уже пять лет, чтобы избежать ожесточенной конкуренции в родной провинции Хэйлунцзян.
"Все это было китайским, пока династию Цин не вынудили отдать это русским", - сказал он, показывая на улицы, переполненные китайскими торговцами и их российскими покупателями. Но, чтобы вернуть это, добавил он, понадобится война, и "никто этого не хочет".
Виктор Ларин, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке, сказал, что он часто встречался с китайскими чиновниками и учеными, и "они никогда не ставили вопрос" собственности Владивостока. Но он добавил, что многие рядовые китайцы, которых учат в школе о "неравноправных договорах" и захвате чужой земли, считают, что этот город и большая часть Восточной России в один прекрасный день снова должны быть китайскими.
"Во время китайской культурной революции, начатой Мао Цзэдуном в 1966 году, это убеждение привело к короткой, но кровопролитной стычке вдоль границы на севере от Владивостока и почти подтолкнуло Китай и Советский Союз к войне", - говорит Виктор Ларин.
"История всегда используется для политических спекуляций", - подытоживает г-н Ларин, и добавляет, что "требовать Владивосток обратно было так же нереально, как России потребовать у США вернуть Аляску".
Свежие комментарии