На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 677 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Евтушенко
    А чем  ты, ненавидящая  СССР, отличаешься  от неонацистов, ненавидящих СССР? НИЧЕМ!Роман Протасевич
  • Владимир Евтушенко
    Крым стал  русским в 1794  году.Выходки британско...
  • Владимир Евтушенко
    Причём  населённая  на  90% предками  белорусов  и русских. Самих литовцев  там было  на пальцах можно посчитать.Обезумевшая, крош...

Пять новаторских видов транспорта, которые не смогли изменить мир

Мы ждали будущего, в котором можно передвигаться по городу, стоя на самодвижущемся тротуаре, перемещаться из дома на работу с помощью реактивного ранца или рассекать транспортный поток в кабинке, расчитанной на одного человека. Обозреватель BBC Autos Брайан Лафкин выяснил, почему эти ожидания не оправдались.




Фото Getty Images

Каждый роман Жюля Верна, каждый фильм о Джеймсе Бонде, каждая Всемирная выставка соблазняли нас идеями новых, необычных способов передвижения.

Наше ближайшее будущее выглядело как исполнение обещаний фантастов: тротуары, которые едут сами, автоматические транспортные кабинки, реактивные ранцы за плечами...

Да, сегодня все эти технологии существуют. Но вошедшими в обиход их не назовешь.

Почему же столько изобретений остались лишь любопытными диковинками, а наполеоновские планы их создателей не сбылись?

"Я думаю, что в нашей культуре заложено пристрастие к технологическому оптимизму, но футурологи из нас плохие", - считает директор программы транспортного машиностроения Университета Южной Калифорнии Джим Мур.

Он утверждает, что любая технология, которая требует новых стандартов (например, в инфраструктуре), несет в себе риск. Для ее реализации необходимы масштабные перемены и крупные инвестиции, поэтому ее внедрение на рынок происходит медленно.

Вот почему, скажем, монорельс, несмотря на все его преимущества перед традиционными поездами, сейчас можно увидеть в основном в парках развлечений или в мультсериале "Симпсоны".

"Власти не любят, когда что-то зрелищное и общественно важное оборачивается провалом, ведь тогда критика обрушивается на них со всех сторон", - замечает Мур.


Да, сверхзвуковые пассажирские самолеты "Конкорд" и поезда-пули были введены в эксплуатацию. Но в общем и целом довести до реализации перспективные транспортные идеи бывает очень сложно.

Вот лишь несколько изобретений, про которые сто лет назад ошибочно думали, что они изменят наш мир и сделают его похожим на фантастические романы Азимова.

Впрочем, увидеть их сегодня вполне возможно - если знать, где искать.

 

 


Монорельс


Фото ZUMA Press, Inc. / Alamy Stock Photo
В "Диснейуорлде" штата Флорида (США) работает монорельсовая система протяженностью 24 километра с тремя линиями и 12 поездами 

На что рассчитывали:

Наверное, среди всех отвергнутых транспортных идей прошлого именно монорельс лучше всего олицетворяет тогдашнее представление о будущем.

Изобретатели носились с идеей поднятого на опорах однорельсового пути еще в XIX веке, и в 1956 году в Хьюстоне (штат Техас) прошли первые в США испытания сияющего сверхмодным стекловолокном монорельса.

Понемногу фантастическая эстетика вознесенных над землей футуристических обтекаемых вагонов начала покорять и другие страны - например, Японию, - но на рубеже веков автомобильная революция все-таки победила "небесные поезда" будущего.

Что получилось:

Сегодня монорельс в основном используется в аэропортах и парках развлечений. В "Диснейуорлде" во Флориде работает монорельсовая система, с помощью которой поклонники Микки Мауса добираются от автостоянки до тематического парка, а еще одна линия ведет прямо в находящийся на большой высоте вестибюль гостиницы Disney's Contemporary Resort.

Жаль, что монорельс так и не обрел предрекаемую ему в 1950-е годы популярность. Это экологически чистый, тихий, весьма безопасный транспорт.

Впрочем, в некоторых городах его все же используют для перевозки пассажиров. Например, в Сиэтле уже 54 года действует первый на территории США полномасштабный коммерческий монорельс: его поезда ходят каждые 10 минут, соединяя район башни Спейс-Нидл с центром города. Он был запущен в 1962 году, когда в Сиэтле проходила Всемирная выставка, и сегодня перевозит 2 млн пассажиров в год (монорельсовые дороги существуют и в других городах мира, например, в Москве и Лондоне - Ред.)

 

 


Самодвижущиеся тротуары


Фото Hinterhaus Productions
Самодвижущийся тротуар, который сегодня можно встретить в аэропортах по всему миру, впервые показали на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году 

На что рассчитывали:

Больше века назад о самодвижущихся тротуарах, известных также как травалаторы, тоже говорили с восторгом. Ожидалось, что эта транспортная технология ни много ни мало избавит нас от необходимости ходить.

Первая движущаяся дорожка была показана еще в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго, получившей название Колумбовой (в честь 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом. - Прим. пер.). Семь лет спустя такую же дорожку увидели посетители Всемирной выставки в Париже.

Прекрасные, но несбыточные представления о ближайшем будущем были визитной карточкой тех международных ярмарок, и "тротуар-конвейер" был далеко не самой экстравагантной идеей.

Что получилось:

Сегодня, к сожалению, травалаторы, как и монорельсы, в основном встречаются в аэропортах: по ним несутся взмыленные путешественники, зажав в одной руке посадочный талон, а в другой - только что купленный бессовестно дорогой сэндвич.

В ноябре прошлого года бостонский аэропорт Логан объявил о планах по установке 800-метрового травалатора, который свяжет терминал Е с синей веткой метрополитена.

Почему же монорельсы и травалаторы сосредоточены в основном в аэропортах, если футуристы 50-х считали, что эти технологии войдут в широкий обиход?

По мнению Мура, дело в том, что аэропорты (в отличие от больших городов) представляют собой "управляемое пространство, в котором можно со сравнительно низким риском реализовывать дорогие и сложные в обслуживании технологии и где люди соглашаются с тем, что увеличение пропускной способности - логичный приоритет".

Другими словами, аэропорты - это идеальные "чашки Петри", в которых можно изучать транспортные технологии.

Кроме того, любой человек сначала стремится попасть туда, а потом - выбраться как можно быстрее.

 

 


Пневматические поезда


Фото The Branch Libraries
Рисунок 1872 года иллюстрирует предложение построить под Бродвеем в Нью-Йорке подземную пневматическую железную дорогу 

На что рассчитывали:

150 лет назад существовали планы создать пневматические поезда - цилиндрические вагоны, движущиеся по длинным подземным кирпичным тоннелям при помощи нагнетающих воздух мощных вентиляторов.

Принцип был таким же, как в банковской пневмопочте, только вместо депонированных чеков в капсулах предполагалось транспортировать людей и грузы.

В 1864 году такой путь был сооружен под лондонским Кристал-Пэлас-парком (в котором после реконструкции расположился Хрустальный дворец - грандиозный выставочный зал, построенный к Всемирной выставке 1851 года. - Прим. пер.). Несколько лет спустя богатый американский инвестор попытался повторить этот проект под Нью-Йорком.

Оба начинания остались лишь модными новинками, интерес к которым погас так же быстро, как и вспыхнул.

Что получилось:

Ближайший современный аналог этого необычного "транспорта в трубе" - Hyperloop, любимый проект основателя Tesla Motors Илона Маска.

Согласно проекту, пассажиры будут размещаться в герметично закрытых капсулах, которыми будут "выстреливать" через трубу диаметром всего 1,8 м со скоростью более 1200 км/ч.

Предполагается, что время в пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско займет всего 30 минут.

Эта идея кажется и смешной, и пугающей, но разработка и тестирование Hyperloop уже начаты.

В 2015 году аэрокосмическая компания SpaceX, также принадлежащая Маску, стала спонсором конкурса на лучшую конструкцию пассажирской капсулы для Hyperloop.

Все 115 команд-участников, за исключением одной международной группы, собранной на базе социального сайта Reddit, состоят из вузовских студентов.

В январе 2016 года SpaceX пригласила 30 финалистов построить рабочие прототипы для тестирования на 1,6-километровой опытной трассе Hyperloop в Калифорнии.

 

 


Одноместные автомобили


Построенный в 1962 году прототип Peel P50 имел одно колесо впереди и два сзади. Для серийного производства эту неустойчивую конструкцию переделали на обратную - два впереди и одно сзади 

На что рассчитывали:

Микрокары появились после Второй мировой войны, когда процесс технического новаторства проходил на фоне едва преодоленной разрухи и всеобщей нехватки ресурсов.

Эталонным представителем этого класса можно назвать британский трехколесник Peel P50, который дебютировал (правда, не слишком удачно) в 1962 году и сейчас считается самым маленьким серийным автомобилем в мире.

Peel Engineering Company, владевшая столь же крошечной фабрикой на острове Мэн, сумела выпустить лишь 50 экземпляров этого суперкомпакта длиной всего 1,37 м по цене 199 фунтов стерлингов за штуку.

В 1965 году P50 тихо сошел со сцены, а компания вернулась к своему основному бизнесу - строительству лодок из стекловолокна и изготовлению обтекателей для гоночных мотоциклов.

Но запомнившееся появление микролитражки в десятом сезоне передачи Top Gear превратило ее в фетиш среди современных автомобилистов, так что бизнесмены Гэри Хиллман и Фейзал Хан решили возродить P50.

Партнеры представили гибридную бензиново-электрическую реплику этой модели, но сегодня цена у нее уже далеко не миниатюрная: 10 тысяч фунтов стерлингов.

Что получилось:

В наши дни ниша применения одноместных автомобилей ограничивается спортом, но периодически крупные автопроизводители пытаются поиграть с этой идеей.

Toyota, известная своими экстравагантными устройствами вроде говорящего миниатюрного робота, устанавливаемого в автомобильный подстаканник, называет эту концепцию "персональная мобильность" и разрабатывает в ее рамках трехколесный одноместный электромобиль i-Road.

В компании утверждают, что закрытый автомобиль с изменяемой геометрией передней подвески предназначен для горожан, которым необходимо быстро маневрировать по узким переулкам и вдоль извилистых тротуаров.

В октябре 2014 года Toyota начала годичную программу тестов парка i-Road во французском Гренобле, а в июле прошлого года - в Токио. Тем же летом компания провела эксперименты с другим одноместным средством передвижения, похожим скорее на костюм робота на колесах.

Другие компании тоже ведут эксперименты в сфере одноместных машин - например, британское отделение Renault или, скажем, Mazda с ее безумной идеей "автомобиля в чемодане".

До широкого применения их идеям пока далеко, но сегодня все больше городов развивают вело- и автопрокат и устанавливают зарядные станции для электромобилей. Так что, возможно, персональные миникары куда ближе, чем мы думаем.

 

 


Реактивный ранец


Фото Joe Raedle
От транспорта будущего к пляжному развлечению: водометы гидроранца JetLev нагнетают воду через 10-метровый шланг высокого давления и создают тягу, достаточную, чтобы поднять человека в воздух 

На что рассчитывали:

Этот образ впервые проник в массовую культуру через комиксы, но идею рюкзака с компьютерным управлением, превращающего человека в ракету, на полном серьезе изучали в армии США еще полвека назад. В 1961 году даже был создан и испытан демонстрационный образец.

В 1965 году в фильме "Шаровая молния" Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери использовал реактивный ранец, чтобы улизнуть от вооруженных до зубов "плохих парней", а в 1967-м на лос-анджелесском стадионе "Мемориал Колизеум" два пилота в шлемах с жужжанием пронеслись над толпой в перерыве между матчами Суперкубка.

60 тысяч болельщиков на стадионе и более 50 миллионов телезрителей были изумлены этим зрелищем, и всеобщая истерия по поводу реактивных ранцев достигла тогда своего апогея.

Что получилось:

В принципе реактивные ранцы существуют, но их можно обнаружить лишь на съемках голливудских трюков и в гаражах эксцентричных "самоделкиных". В некоторых конструкциях для создания реактивной силы используется вода.

Строго говоря, реактивные ранцы используются космонавтами: силовые установки закреплены на спинах их скафандров, позволяя до определенной степени контролировать движение в невесомости.

В декабре 2014 года новозеландская компания Martin Jetpack анонсировала целую линейку хитроумных устройств из углепластика и алюминия с бензиновым мотором, вращающим винты, при помощи которых создается тяга. Летать такие конструкции могут с пилотом или самостоятельно.

Компания планирует начать продажу реактивных ранцев в конце этого года. Но как насчет цены? Увы, она составляет 83 тысячи фунтов стерлингов (около 108 тысяч долларов) за штуку.

наверх