На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 670 подписчиков

Свежие комментарии

Cumhuriyet Украина: история в обратной перемотке

  ("Cumhuriyet", Турция)  Конфликт, разделивший пополам украинский народ, который не прекращается между сторонниками ЕС и России начиная с распада СССР, — это религиозная война, корни которой восходят к очень давним временам. И язык в этой войне — часть религиозного раскола.

Будучи второй по величине страной европейского материка, Украина — первое славянское государство, которое достаточно поздно в истории, в 988 году, приняло христианство.

В тот период христианский мир не был разделен на секты, а центром наставничества была столица Римской империи Константинополь. Киевский Патриархат, созданный вслед за превращением Украины в христианское государство, естественным образом принял «экуменизм» Константинопольского Патриархата. Даже кафедральный собор, основы которого были заложены в Киеве в 1037 году, не ограничился только названием великой «Святой Софии». Большая часть элементов внутренней архитектуры, мозаик, плит, фресок и способных все это установить ремесленников и мастеров также пришли из Константинополя. Значительные произведения искусства были специально скопированы в «Святой Софии» для собора в Киеве.

***

Украина была настолько связана с Восточно-Римской империей, столицей которой был Константинополь, что даже после 1453 года она не отошла от идеи единства с Константинопольским Патриархатом.

Однако в 1686 году Россия поглотила восток Украины, и Киевский Патриархат присоединился к Московскому Патриархату. Когда запад страны захватили Польша и Литва, со временем народ западной Украины перешел к католическому христианству и его производным, признав власть Папы Римского; восточная Украина осталась православной и преданной Московскому Патриархату.
В то время как жители западных областей свободно говорили на украинском языке, на востоке доминировал русский язык.

Продлившийся всего несколько десятков лет «атеистический» советский период, бесспорно, не мог стереть глубокие следы истории и даже подпитывал раскол. В результате распада СССР и (так называемой) суверенизации Украины существовавшая между двумя «берегами» напряженность, связанная с религиозной и языковой принадлежностью, вспыхнула с новой силой.

***

Именно поэтому католический запад Украины, находившийся в течение нескольких столетий под влиянием Польши, стремится в Западную Европу, которую он признает в культурном смысле, и желает стать членом ЕС. А восток, уже несколько веков находящийся под влиянием России и сохраняющий православие, желает остаться связанным с Москвой.

На религиозный и языковой раскол, о котором речь идет в этой статье, я также обращаю внимание в моей недавно вышедшей в свет книге под названием «Одна христианская сказка». Спустя две недели после ее опубликования глава Украины Виктор Янукович, приказавший открыть огонь по оппозиционерам, растворился в воздухе. Его разыскивают по обвинению в коррупции и массовых убийствах.

Что же будет сейчас? Россия повторит историю и, применив оружие, войдет на территорию Украины? Или же страна будет поделена на Восток и Запад?

Есть еще и проблема Крыма, автономной республики в составе Украины, на территории которой проживает, в том числе, мусульманское население. К какому из «берегов» примкнет автономия? Или же она провозгласит независимость?

***

Глава ПЕН-клуба Украины Мирослав Маринович при посредничестве главы турецкого ПЕН-клуба Тарыка Гюнерселя направил членам ПЕН-сообщества письмо. «Я пишу вам как бывший идейный преступник брежневского периода. Но, когда есть кровоточащая украинская майданная площадь, другие титулы бессмысленны», — так начинается письмо, которое напоминает вопль.

Однако полностью понять письмо Мариновича, изобилующее ссылками на образцы западной культуры — от Ахиллесовой пяты до лорда Байрона, — невозможно без знания украинской истории. В письме Маринович предупреждает: «Выйдите из ваших безопасных районов! Вспомните римлян, которые когда-то отказались сделать это», — и это подтверждает, насколько данный интеллектуал, борец за свободу, привязан к западной культуре. Глава ПЕН-клуба Украины выступает как против раздела своей страны, так и против попадания под контроль Путина. Два эти желания не могут осуществиться одновременно, но они показывают, в каком замешательстве находятся умы в стране, которая сегодня оказалась в крайне сложной ситуации.

Источник


Рекомендуем
Популярное
наверх