На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 766 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Евтушенко
    А чем  ты, ненавидящая  СССР, отличаешься  от неонацистов, ненавидящих СССР? НИЧЕМ!Роман Протасевич
  • Владимир Евтушенко
    Крым стал  русским в 1794  году.Выходки британско...
  • Владимир Евтушенко
    Причём  населённая  на  90% предками  белорусов  и русских. Самих литовцев  там было  на пальцах можно посчитать.Обезумевшая, крош...

Танкерная война 2.0.

13 июня в Оманском заливе было совершено нападение на нефтяные танкеры Front Altair и Kokuka Courageous. По имеющимся данным, экипажи не пострадали. И хотя подробности происшествия до конца не установлены, США уже успели обвинить в произошедшем Иран. Это уже второй случай атаки на танкеры за месяц. Что за всем этим стоит?

Еще не успели потушить пожары, возникшие после атаки на суднах, как госсекретарь США Майк Помпео заявил, что считает Иран ответственным за нападения. Более того, США в связи с атакой оперативно направили в Оманский залив ракетный эсминец. Между тем, Тегеран отрицает свою причастность к очередной атаке. Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что обвинения США о причастности Ирана к нападениям на танкеры в Оманском заливе являются безосновательными. А находящийся на саммите ШОС в Бишкеке Хасан Роухани заявил, что американское правительство «реализует агрессивные подходы и представляет серьезную угрозу для всего мира».

Тем не менее, обстановка оказалась серьезно накалена, учитывая, что недавно имела место первая диверсия с танкерами. Так, 12 мая атаке подверглись танкеры Amjad и Al Marzoqah, принадлежащие саудовской компании Bahri, а также танкер под норвежским флагом Andrea Victory и зарегистрированный в эмиратах танкер A. Michel. Как и в новом эпизоде, в Вашингтоне тогда заявили о причастности Ирана. А 19 мая президент США Дональд Трамп в своем твиттере гневно написал: «Если Иран хочет борьбы, она станет официальным концом Ирана. Никогда больше не угрожайте Соединенным Штатам».

Чтобы понять, из-за чего весь этот переполох, следует напомнить о том, что 22 апреля текущего года в Корпусе стражей Исламской Революции (КСИР) заявили о готовности заблокировать Ормузский пролив в ответ на недавние планы США о введении полного запрета на экспорт нефти из Ирана. В свою очередь, новые американские санкции стали реакцией Белого дома на отказ Тегерана изменить условия ядерной сделки, о пересмотре которых Дональд Трамп объявил в прошлом году. Собственно, крах иранской ядерной сделки, которая готовилась с 2015 года и была на финальной стадии, и спровоцировала грозные заявления иранского военного начальства: «Если нам запретят его использовать (Ормузский пролив – прим. ред.), мы его закроем», — заявлял тогда журналистам командующий иранских ВМС Али-Реза Тангисири. Он добавил, что у военных «не будет ни капли сомнений в случае необходимости защищать иранские воды».

Конечно, на первый взгляд, у Ирана есть весомый мотив для провокаций в виде санкций на экспорт нефти. И воинственные заявления КСИР тому свидетельство. Однако в Тегеране должны понимать, что обострение ситуации может обернуться военным конфликтом, шансы уцелеть в котором не велики – кроме потенциального участия США, следует помнить об американских союзниках в регионе: Израиль, Саудовская Аравия, Ирак – с которыми у Тегерана исторически сложились отнюдь не дружественные отношения. И в этой связи быть может неспроста мишенью майской атаки были именно саудовские танкеры.

Стоит сказать, что в восьмидесятые годы прошлого века в регионе разразилась так называемая Танкерная война. Так, в ходе Ирано-Иракской войны Багдад объявил запретной зоной северную часть Персидского залива и в 1984 году иракская авиация начала наносить удары по танкерам с иранской нефтью, следовавшим через эту зону Персидского залива. Разумеется, ответная реакция со стороны Ирана не заставила себя ждать. «Танкерная война» приобрела наибольший масштаб в период с апреля 1984 года по конец 1987 года. Сообщения об атаках поступали каждые несколько дней.

В текущей же ситуации у Ирана нет объективных причин для того, чтобы начинать обстрелы танкеров, тем самым превращая себя в такой же переполненный нефтью танкер, поджечь который заинтересованы превосходящие военное-политические силы. Во-первых, запрет на экспорт нефти – не сенсация для Тегерана, который после 2012 года жил на осадном положении, но умудрялся обходить все ограничения. Во-вторых, на этот раз Евросоюз не поддержал санкции. Более того, Брюссель разрабатывает механизм обхода санкций и пока есть шанс, что Иран сохранит доступ на европейский рынок. В частности, на днях министр иностранных дел Германии Хайко Маас сообщил, что Европейская платёжная система, предназначенная для обхода санкций США в отношении Ирана, будет готова в ближайшее время.

Очевидно, что если за спиной Тегерана не угасла поддержка со стороны ЕС, то пускаться во все тяжкие и топить танкеры – пока еще рановато. Но кому тогда нужна потенциальная потасовка в регионе?

Удивительно, но Иран является главной мишенью перекрытия проливов, а скорее сопутствующей. Происходящее сегодня в Ормузском проливе – это подковерная фаза торгового противостояния США и Китая. Дело в том, что для Китая иранская нефть крайне важна, равно как и нефть из ОАЭ, Кувейта, Катара и Саудовской Аравии, которые в сумме обеспечивают свыше 40% потребностей углеводородов Поднебесной. Очевидно, что даже частичные и временные перебои с поставками сырья нанесут гигантский ущерб китайской экономике и быстро сделают Пекин сговорчивее по всем существующим разногласиям с Вашингтоном.

Однако в Пекине тоже не сидят сложа руки. Не так давно Китай уже начал снижать импорт иранской нефти. И на сегодняшний день прекратил ее полностью. Что, кстати, в СМИ было преподнесено как большая победа американской администрации. Однако реальная причина отказа Пекина от нефти из Ирана как раз и заключается в угрозе перекрытия проливов, а значит и поставок. То есть таким образом КНР диверсифицирует свои поставки.

Дмитрий Заворотный

Источник

Картина дня

наверх