На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зарубежная пресса

47 766 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Евтушенко
    А чем  ты, ненавидящая  СССР, отличаешься  от неонацистов, ненавидящих СССР? НИЧЕМ!Роман Протасевич
  • Владимир Евтушенко
    Крым стал  русским в 1794  году.Выходки британско...
  • Владимир Евтушенко
    Причём  населённая  на  90% предками  белорусов  и русских. Самих литовцев  там было  на пальцах можно посчитать.Обезумевшая, крош...

Китай рвется в Арктику

В январе прошлого года была впервые сформулирована официальная политика Китая в Арктике. Помимо определения интересов и намерений страны в регионе, была установлена официальная лексика, объявляющая Китай «почти арктическим государством». В представленном документе, в основном, обсуждалась относительная географическая близость к Арктике и неблагоприятное воздействие потепления на прибрежные районы Китая, а также на различные промышленные и сельскохозяйственные отрасли. Кроме того, в документе прослеживается стремление объединить «Полярный шёлковый путь» – преимущественно китайско-российское партнёрство, созданное годом ранее – с более широким проектом «Один пояс, один путь».

 

Подпись к изображению: Плавучий лагерь посреди Северного Ледовитого океана, вид с палубы китайского ледокола «Сюэ Лун»


Спустя 10 месяцев Океанологический университет Китая опубликовал новый доклад, где была сделана попытка оценить уровень участия страны в управлении Арктикой. В итоге составители документа пришли к выводу о том, что Китай стал «ключевой силой в арктических делах». И действительно, прошедший год вполне подтвердил это утверждение – за эти месяцы активность Поднебесной в регионе значительно возросла. За этот период произошло немало значимых событий, которые продемонстрировали заинтересованность Китая в целом ряде различных секторов Арктики.

В марте была проведена определённая внутренняя реорганизация. Китайское управление Арктики и Антарктики было непосредственно подчинено новому Министерству природных ресурсов, которое отвечает за учёт природных ресурсов Китая, в том числе залегающих на шельфе. В отношении полярных регионов министерство будет осуществлять «разработку законов и нормативных актов», а также «формулировать и внедрять морские, глубоководные и полярные стратегии».

В 2018 году состоялась девятая по счёту китайская арктическая экспедиция, организованная Первым институтом океанографии (ПИО). Это мероприятие продемонстрировало эволюцию проведения научных исследований на Крайнем Севере – одной из основных её целей была установка и обслуживание сети мониторинговых устройств по всей Арктике, которые дадут возможность проведения долгосрочных атмосферных и океанографических наблюдений. Кроме того, перед ПИО была поставлена задача составлять ежегодный «перечень природных ресурсов» и «оценивать безопасность операций в полярных регионах».

В декабре Министерство природных ресурсов объявило о запуске проекта по изучению окружающей среды в Арктике с помощью спутниковых данных и численному прогнозированию погоды. Как было заявлено, это «углубит участие Китая в управлении Арктикой и поможет выстроить Полярный шёлковый путь». Проект, который планируется развернуть в сотрудничестве с арктическими государствами, призван заполнить имеющиеся пробелы в области наблюдения за окружающей средой в регионе. Полученные данные и прогноз погоды будут предоставляться, например, работающим в Арктике судам. Правда, спутниковая станция в Кируне на севере Швеции (один из примеров такого сотрудничества) уже столкнулась с проблемами ввиду прозвучавших опасений о возможности использования этого оборудования для передачи сведений военного характера.

С другой стороны, безусловным успехом можно назвать выступление китайской делегации на форуме «Арктический круг» в Рейкьявике. Полярный научно-исследовательский институт Китая со своими исландскими коллегами открыл совместную научную обсерваторию в северной части Исландии. Надо отметить, этот проект является продолжением давнего научного сотрудничества между этими странами.

Ряд новшеств появился также в судоходстве и судостроении страны. Здесь наиболее известным событием стал запуск первого китайского полярного ледокола – исследовательского судна «Сюэ Лун-2». Этот современный корабль, который должен быть окончательно введен в эксплуатацию в этом году, существенно расширит потенциал полярной науки в стране. Кроме того, начато строительство атомного ледокола – соответствующий тендер был объявлен летом прошлого года. В результате реализации этого проекта Китай станет второй после России страной, которая эксплуатирует собственные атомные ледоколы.

Что касается коммерческого судоходства, то с верфи в Гуанчжоу сошёл первый в мире ледостойкий танкер для газового конденсата под названием «Борис Соколов». Судно, предназначенное для обслуживания российского проекта «Ямал СПГ», было передано своему греческому владельцу. Напомним, «Ямал СПГ» является центральной частью зарождающегося китайского Полярного шёлкового пути.

В течение 2018 года Китайская компания океанских перевозок осуществила восемь переходов через Арктику – в европейские порты и обратно. Некоторые из них были выполнены тремя многоцелевыми грузовыми судами ледового плавания «Тянь Хуэй», «Тянь Ю» и «Тянь Энь», поставленными Шанхайским судостроительным заводом в период с 2017 по 2018 год. Это первые китайские торговые корабли, специально предназначенные для арктических перевозок.

В целях дальнейшего развития арктического судоходства в прошлом году официально объединили усилия институты полярной науки и судоходства, приступив к сотрудничеству в полярной навигации и разработке оборудования. Китайское агентство по безопасности на море организовало конференцию под названием «Практика и перспективы на Полярном шёлковом пути», направленную на оценку текущего состояния потенциала страны в области полярного судоходства и его дальнейшее развитие.

Китай также стал участником упреждающего моратория на рыболовство в Арктике. В октябре прошлого года глава бывшей Государственной администрации по океанам встретился с министром иностранных дел Норвегии в Пекине, в ходе чего стороны подтвердили свою приверженность сотрудничеству в Арктике. Кроме того, китайская сторона выразила пожелание, чтобы Норвегия продолжала придерживаться Шпицбергенского трактата, который, помимо прочего, позволяет подписавшим сторонам вести коммерческую деятельность на островах и в окружающих их водах.

Финские делегаты также провели встречу с представителями китайских структур – Министерства транспорта, Управления Арктики и Антарктики и Китайской компании океанских перевозок – в рамках сотрудничества, начало которому положил визит президента Си Цзиньпина в Арктику в 2017 году.

Таким образом, как утверждается в вышеупомянутом докладе, Китай, будучи заинтересованной стороной в Арктике, изменил свою позицию с «пассивного исполнителя правил» на регионального «создателя правил». По мнению авторов, Поднебесной следует более активно развивать и продвигать «китайские решения» региональных проблем.

При обзоре событий 2018 года становится очевидным, что участие страны в арктических делах стало более уверенным. Хотя роль Пекина в Арктике всегда будет ограничена его географической удалённостью, он, похоже, намерен использовать свои инфраструктурные активы для укрепления позиций в регионе.

 

Источник

Картина дня

наверх